7, Январь 2021

«Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты»

О ключевых трендах в сфере несырьевого неэнергетического экспорта РБК+ рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

— Как можно охарактеризовать для российского экспорта итоги 2020 года, который из-за пандемии оказался очень сложным для бизнеса, для международной кооперации?

— Несмотря накоронакризис, российский несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) в2020 году превысит прошлогодние показатели. Это сейчас можно сказать однозначно. Задесять месяцев онсоставил $127 млрд, что на2,4% больше, чем год назад. Примерно такойже темп роста мыожидаем поитогам всего года, вабсолютном выражении ННЭ составит $159–160 млрд, что будет означать очередной рекорд.

— Как можно объяснить такую ситуацию?

— Основными драйверами ННЭ вэтом году стали агропромышленный комплекс идрагметаллы. Отчасти это как раз связано спандемией, локдаунами икарантинными мерами, которые обострили проблему снабжения продовольствием. Золото всегда вкризис пользуется повышенным спросом. Плюс росту способствовал успех напроизводствах: аграрии вэтом году собрали второй вистории урожай зерна, азолотодобытчики обеспечивают России место втройке ведущих производителей золота.

Также пандемия повысила спрос налекарства, бумажную ипластиковую тару иупаковку, защитные средства, медицинскую аппаратуру— инашим производителям было что предложить зарубежным покупателям без ущерба внутреннему рынку. Один изпобедителей премии «Экспортер года»— компания «Нейрософт», которая производит медицинское диагностическое оборудование, экспортирует свою продукцию в85стран. Из-за коронавируса особым спросом стал пользоваться выпускаемый компанией прибор, спомощью которого регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга.

Почти на40% вырос экспорт полимеров. Вомногом благодаря тому, что вэтом году наполную мощность вышел один изкрупнейших вмире производителей— нефтехимический комбинат «Запсибнефтехим» вТобольске. Уже вноябре российский экспорт полимеров превысил $2 млрд.

Конечно, некоторые экспортные сектора столкнулись струдностями. Это прежде всего металлургия ибазовая химия, где из-за глобального снижения деловой активности серьезно уменьшились испрос, ицены. Вмашиностроении пострадал сегмент транспортных средств иинвестиционного оборудования. Однако снижение оказалось нестоль драматичным, как представлялось вначале пандемии, ине превысило 15%.

— Засчет чего удалось сдержать падение?

— Например, унас есть ряд крупных международных проектов всфере машиностроения, которые мыреализуем сгосударственной корпорациейВЭБ.РФ, нашей материнской компанией.

Так, вэтом году мыначали поставку тысячи пассажирских вагонов вЕгипет насумму €1 млрд. Кконцу года 2020 отгружено около двухсот вагонов. Помимо этого, мывместе сВЭБ.РФ реализуем три проекта вУзбекистане. Это поставка автомобилей «КамАЗ», вагонов метро «Метровагонмаш» икоммунальной дорожной техники.

— Акак обстоят дела сэкспортерами изсферы малого исреднего предпринимательства (МСП), которая пострадала отпандемии внаибольшей степени?

— Малый исредний бизнес ив обычных условиях сталкивается срядом серьезных барьеров при выходе назарубежные рынки. Вкризис— тем более. Из6млн субъектов МСП вРоссии наэкспорт выходит только 48тыс. Это меньше 1%, тогда как вразвитых странах данный показатель колеблется от5до 10%. Именно этот сегмент вплане экспорта имеет наибольший потенциал. Достаточно сказать, что доля того самого неполного одного процента малых предприятий-экспортеров составляет вобщей структуре российского ННЭ 10%. Чем больше мывыведем субъектов МСП навнешние рынки, тем быстрее сможем достичь целевого показателя нацпроекта пообъемам экспортных поставок— $180 млрд к2024 году.

— Что для этого делается?

— Есть целая система мер как финансовой поддержки экспортеров, так инефинансовой. Ноглавный тренд 2020 года—это, конечно, онлайн-инструменты исервисы. Причем онсформировался еще допандемии, она лишь стала для него катализатором. Даже вовремя локаутов некоторым компаниям засчет перехода наонлайн-торговлю удалось нарастить обороты допоказателей выше «доковидных».

Бизнес сегодня стал гораздо чаще обращаться вРоссийский экспортный центр (РЭЦ), чтобы выйти наэкспорт через онлайн-каналы. Задевять месяцев текущего года мывывели намеждународные электронные торговые площадки более1,7тыс. компаний— на300 больше, чем завесь прошлыйгод. Выход наэкспорт через e-commerce дает возможность предпринимателям, особенноМСП, охватить максимальное количество направлений сбыта именьше зависеть отколебаний спроса вотдельных странах.

Год назад мыоткрыли национальный магазин российских пищевых товаров накитайском маркетплейсе Tmall.com. Насегодня вобщей сложности продажи здесь достигли более 200 млнруб. Вбудущем году хотим увеличить количество подобных каналов, вчастности открыть аналогичные магазины нанемецком рынке, атакже вОАЭ иВьетнаме, где уже работают наши дегустационные павильоны (попробовав продукцию впавильоне, еесразу можно купить онлайн). Также впланах размещение аккаунта РЭЦ накитайской платформе WeChat, аудитория которой составляет более 1млрд активных пользователей.

Вообще, взрывной рост e-commerce в2020 году сильно изменил рынок: средний чек упал, аколичество заказов, наоборот, резко выросло, что привело кросту нагрузки налогистику. Сейчас для упрощения b2b-коммуникации РЭЦ впартнерстве с«Почтой России» иРЖД разрабатывает новые логистические продукты сприменением льготных тарифов для перевозок.

Но, пожалуй, важнейшее событие 2020 года для российских экспортеров— запуск системы «Одно окно», где каждый сможет получить услуги вэлектронном виде— поаналогии ссуществующими системами «Госуслуги» или налоговой службы. Сам процесс станет легче, часть необходимых документов формируется автоматически отведомств через Систему межведомственного электронного взаимодействия, апользователю останется лишь единожды прикрепить недостающие документы идождаться ихисполнения. Вследующем году спектр услуг будет расширяться. Самая ожидаемая экспортерами услуга— размещение наэлектронных торговых площадках.

Также мыпланируем оцифровать целый ряд продуктов, втом числете, которые предоставляем совместно срегиональными центрами поддержки экспорта (ЦПЭ). Разрозненные сегодня услуги ЦПЭ будут систематизированы ввиде девяти коробочных решений. Экспортер, обратившийся врегиональный центр, сможет сразу получить комплекс услуг: подбор потенциальных покупателей, помощь вподготовке презентации, создании сайта наиностранном языке ипр. Такая оптимизация позволит значительно повысить конверсию. Понашим подсчетам, около 30% субъектов МСП смогут получить все услуги вудобном виде онлайн.

Вусловиях пандемии очень важно создать для бизнеса простые иудобные инструменты для восстановления иподдержания экспортной активности. Для этого мызапустили онлайн бизнес-миссии. Это форма участия вкрупнейших международных выставках, нов цифровом формате. Вэтом году РЭЦ провел 17подобных мероприятий иорганизовал вих рамках неменее2,3тыс. целевых онлайн-встреч для 400 российских производителей. Экспортный потенциал этих мероприятий оценивается экспертами насумму более 4млрдруб.

— Тоесть полный уход наудаленку?

— Отнюдь. Мыпонимаем, что рано или поздно пандемия коронавирусной инфекции закончится, границы вновь откроются. Имы уже готовимся кэтому. Первая выставка, накоторую мыпланируем «физически» везти экспортеров вколичестве 22компаний— это Gulfood вДубае, крупнейшая выставка продуктов питания наБлижнем Востоке. Всего в2021 году мыпланируем провести 24выставки и21бизнес-миссию.

Продолжают работать три наших дегустационных павильона вШанхае, Дубае иХошимине. Такой инструмент продвижения пользуется большой популярностью унаших экспортеров. Если в2018 году мыполучили всего 87заявок, тотеперь цифра выросла почти вдвое. Благодаря работе павильонов наши экспортеры в2020 году заключили контракты почти наполмиллиарда рублей.

Нов целом, конечно, можно сказать, что глобализация входит всвою новую, цифровую фазу, где решающую роль будут играть информационные потоки иканалы обмена данными.

Источник